Применение пробиотиков при беременности снижает генетические риски ожирения

22 Января 2018 Наука
Применение пробиотиков при беременности снижает генетические риски ожирения

Финские ученые выяснили, что применение биологически активных добавок с лакто- и бифидобактериями во время беременности снижает риск развития ожирения и лишнего веса у матерей и детей.

Влияние пробиотиков на протекание различных биологических процессов и развитие заболеваний многообразно, пока изучено недостаточно и привлекает интерес разных специалистов. Команда ученых из Университета Турку провела пилотное исследование, в котором изучалось воздействие пробиотиков на активность определенных генов, ответственных за развитие лишнего веса и ожирения.

В двойном слепом рандомизированном исследовании участвовали 15 беременных женщин. Семь женщин ежедневно принимали одну капсулу, содержащую лактобактерии Lactobacillus rhamnosus и бифидобактерии Bifidobacterium lactis. Пробиотики назначались женщинам во время первого посещения врача, их прием продолжался на протяжении всей беременности и 6-месячного периода грудного вскармливания. Контрольная группа из 8 женщин в течение этого срока получала плацебо.

Образцы крови, по которым изучались интересовавшие ученых гены (623 гена, связанных с ожирением, и 433 – с избыточным весом), брали у женщин перед началом исследования и в период 6-12 месяцев после родов.

Результаты и выводы

Исследование показало, что прием пробиотиков снижал уровни метилирования ДНК в 37 генах, связанных с развитием ожирения или избыточного веса, у женщин и в 68 – у детей.

Метилирование ДНК – это процесс, в котором к молекуле ДНК присоединяется метильная группа. Тем самым меняется активность гена: как правило, она подавляется, и ген перестает функционировать.

Известно, что метилирование ДНК в определенных генах связано с риском развития ожирения. Исследование показало, что прием пробиотиков снижал уровень метилирования ДНК в этих генах, тем самым влияя на уровень экспрессии генов. При этом пробиотики оказывают эпигенетический эффект: препарат, получаемый матерью, воздействовал также и на гены ребенка.

В ходе исследования ученые также наблюдали влияние пробиотиков на гены, связанные с другими метаболическими и иммунологическими процессами. Это означает, что прием пробиотиков во время беременности может иметь более широкую сферу применения, чем профилактика лишнего веса. Однако для того, чтобы понять, как использовать пробиотики в качестве средства генной терапии, требуются дальнейшие исследования.

Исследование опубликовано в журнале European Journal of Nutrition.

Lactobacillus rhamnosus и Bifidobacterium bifidum входят в состав курса «Здоровая беременность» производства компании «Витбиомед».